16 Июня 2017

Все мы родом из детства

Лидия Абышева Рецензии

Каждый взрослый несет в себе маленького ребенка, которому, может быть, три, может, пять, а, может, все пятнадцать. Этот ребенок хранит в памяти самое главное – взаимоотношения с родителями. Об этом новый спектакль Универсального Юмористического Театра УЮТ «Кошка из головы не идет».

Первое, что стоит отметить – это техника, в которой выполнен спектакль – вербатим или документальный театр. То есть, все истории, рассказанные артистами, взяты из реальной жизни тюменцев. Этот факт не только привлекает интерес к постановке, но и молнией пронзает голову по окончанию действия. Почему? Всему свое время.

Открывается спектакль милой пантомимой. Она сопровождается рассказом маленькой девочки Маруси (юная актриса мастерской «Тема» Маша Семьянова) о ее семье. Поначалу это даже кажется забавным – четверо взрослых и Маруся, одетые в смешные цветастые костюмы (сшитые по рисункам семилетних Кати Ивановой и Сони Сапегиной), выясняют отношения. Но затем ситуация принимает жуткий оборот – в непосредственном рассказе девочки слышатся боль, непонимание, страх от семейных перипетий. Естественно, ребенок видит мир по-своему, но когда мачеха говорит Марусе: «…ты же умерла, мы тебя вчера похоронили!..» - становится страшно, что же происходит в душе девочки. Зарисовка вселяет тревогу. И ее герои не прощаются со зрителем, теперь они – проводники по судьбам тюменцев.

Атмосферу создают рисунки на экране, расположенном на заднике. Детские рисунки, полные жутковатых метафор. Вот распадается «генеалогическое дерево», вот паутиной оплетает дом отец-алкоголик, вот  летают-чистят-моют-убирают маленькие феечки-девочки под руководством матери…

«ЭТАПЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ» - заголовок на экране. Отрицание. Борьба. Гнев. Печаль. Принятие. Каждый из этапов сопровождается историей и небольшой пантомимической иллюстрацией. Благодаря этим пантомимам напряженные отношения «отцов и детей» раскрываются в полной мере, становятся похожими на какое-то нелепое состязание – кто кого? Но зачем мы соревнуемся с самыми дорогими людьми на свете? Что и кому пытаемся доказать?..

И почему же спектакль называется «Кошка из головы не идет»? Красной нитью через действие спектакля проходит рассказ молодого человека (в исполнении Николая Смирнова) о его непростом детстве, о матери и о кошке, которая, похоже, была единственным живым существом, любящим его. Кошка теперь из головы не идет.

И вроде спектакль заканчивается хорошо. Все в итоге благодарны родителям общая фотография. Все замечательно и светло. Но что-то точит изнутри. Это же все реальные судьбы. Настоящие. У каждого из нас найдутся такие скелеты в шкафу. Выходишь из зала, а на душе кошка скребется. И из головы не идет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

15 Июня 2017
Жил такой парень

Театр танца Проспект показал спектакль «Шукшин: Линия жизни». Коллектив определил жанр достаточно необычно – «хореографическая драма-мозаика». Почему хореографическая – понятно. А вот драма-мозаика дает повод задуматься.

14 Июня 2017
Гремит «Гроза» в начале мая

Хореографическая мастерская Александры Балецкой показала драму по одноименной пьесе А.Н. Островского «Гроза».

12 Июня 2017
Август! – Сердце!

Театр Май показал спектакль «Августовские любовники».