31 Мая 2017

Участники фестиваля театров малых городов посетили лекцию по звуку в спектакле

Во вторник, 30 мая, в конференц-зале гостиницы «Славянская» состоялся мастер-класс Андрея Титова-Врублевского. Звукорежиссёр работал с российскими и зарубежными театральными проектами, кинокартинами, группами «ДДТ», «Мумий Тролль», «Чайф» и «Машина времени». Эксперт рассказал участникам о технологиях звукоусиления в современном театре.

Размещение громкоговорителей – всегда спорный вопрос. Режиссёры и архитекторы считают, что это ухудшает микроклимат сцены, руководствуясь эстетическими соображениями, а не звуковыми характеристиками. Отчасти они правы, ведь театральные и концертные залы имеют разные стилистики. Технологии в театре не должны мешать происходящему на сцене. Часто просят поместить сабвуферы под сцену или в ниши около сцены и убрать часть акустической системы из «зоны видимости» для зрителя. Правда, о законах физики при этом забывают. Если колонки спрятать под сценой, то звук поглощается стенками, и вы совсем не услышите «низов», сколько бы мощности не прибавляли. Для наглядности можете провести эксперимент и включить колонку в ванной. Эффект будет тот же, потому что «помещение не позволит частотам летать». В идеале колонки нужно ставить на поверхность, тогда звук будет ярче. Простая арифметика: четыре колонки в «подвесе» ровняются трём стоящим на полу.


Вы когда-нибудь задумывались о том, почему пульт звукорежиссёра обычно находится в середине партера? Оказалось, что звук в каждой точке зала в театре слышится по-разному, и, если поместить звуковика на балконе, то он не будет слышать, что делает. Ещё одно открытие: хоть билеты на первые ряды самые дорогие, эти места самые уязвимые по звуковым характеристикам. В таком случае громкоговорители лучше не ставить на авансцену, так будут «завязки». К тому же самый большой звукопоглотитель – человек, и тот, кто сидит сзади на втором ряду, уже ничего не услышит, поэтому громкоговорители часто располагают в нишах. Сложным для настройки считается звук для зрителей на балконе и в ложах. Если в партере звук распространяется повсюду, и мы слышим не просто колонку, а колонку в пространстве, то на балконах и ложах звуковая энергия гасится за счёт стенок и потолка. Так называемые «подбалконники» создают для балкона иллюзию звука из партера.

У звукорежиссёра в театре очень большой профиль. Театр – это сложная система, и специалист должен учитывать возможные искажения из-за декораций, особенностей декора (не стоит закрывать колонки декоративными баннерами, а то потеряете «низы»). Звукорежиссёр может сам делать амплитудно-частототную экспертизу, чтобы понять, как звук распространяется по залу. Андрей Титов-Врублевский рассказывал, что в одной из постановок, согласно замыслу режиссера, актёры перемещались по сцене с микрофонами, менялись местами, пели хором, и у каждого была отличительная характерность. Если человек говорит или поёт в микрофон, то ему необходим монитор, иначе он себя не услышит. В этой ситуации монитор на сцене ставить было некуда, и Титов-Врублевский использовал арьерную акустическую систему со своими особенностями. Монитор должен быть статичен, а в этом случае актёры передвигались по сцене, и от звукорежиссёра требовалось ещё тщательнее следить за показателями.


На тех же мюзиклах звукорежиссёр не может справиться один. Даже если он запрограммирует цифровой пульт на всю программу, кому-то нужно вешать петлички и следить за монитором. Звук для спектакля в программу записывается примерно по той же технологии, что и свет: звукорежиссёр не раз смотрит прогоны, чтобы понять, что нужно именно для этой постановки и, конечно же, всё документально описывает. 

Фото: Анастасия Фёдорова
Текст: Дарья Вехтева

ДРУГИЕ НОВОСТИ

01 Июня 2017
Артисты театров малых городов посетили заключительные занятия

В среду, 31 мая, прошли последние мастер-классы для участников. Московский преподаватель актёрского мастерства ВГИК и специалист по речевым технологиям Ксения Кузнецова провела занятие по сценической речи. 

31 Мая 2017
Театр-студия «Быть» показала спектакль на XV фестивале театров малых городов России

С 25 мая по 3 июня в Тобольске проходит XV фестиваль театров малых городов России под патронатом Театра Наций. Резидент МТЦ «Космос» тюменская театр-студия «Быть» представила спектакль «Эх, ты, Ваня!» во внеконкурсной программе.

30 Мая 2017
Артисты малых городов поучаствовали в тренингах по танцам и речи

Во вторник, 30 мая, на XV фестивале театров малых городов России продолжились занятия для участников в ДК «Синтез».