09 Октября 2017

Виртуальная головоломка: VR-спектакль «В поисках автора»

Лидия Абышева

В Тюмени 30 сентября и 1 октября прошли премьерные показы VR-спектакля «В поисках автора». В общей сложности 120 зрителей попытались найти ответ на вопрос «Возможен ли синтез театра и технологий дополненной реальности?» 

Огромный зрительный зал «Космоса» поделен на две части натянутым полотном экрана. По одну его сторону немного взволнованные «первооткрыватели» спектакля ждут указаний по эксплуатации VR-очков. По другую – тридцать поставленных в свободном порядке стульев, будто режиссерских, но на полоске ткани буквы складываются в слово «АВТОР». После просмотра трейлера к несуществующему фильму зритель может перейти во вторую часть зала и занять любое свободное место. Но никто не спешит – какая-то тревога зависает в воздухе. Наконец, все расселись. Загорается красный свет – значит, время надеть очки.

Согласно сюжету, персонажи недописанной истории приходят к режиссеру с просьбой снять фильм со всеми подробностями их жизни. Загвоздка в том, что каждый видит эту историю по-своему и не может понять, и принять иную точку зрения. Отец (Сергей Осинцев), поглощенный страхом и недостатком любви; Мать (Кристина Тихонова), ослепленная чувством вины перед Сыном; Падчерица (Евгения Казакова), которая не может простить Мать, и Сын (Игорь Гутманис), понимающий, но не принимающий ситуацию – все это напоминает паутину недосказанных слов, мыслей и чувств. Каждый из них страшно одинок в своем бессилии перед сложившейся ситуацией.

На мой взгляд, пьеса Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора» сама по себе актуальна. Драматург сопоставляет две философские категории – реальность и иллюзию: «Разве не даете вы себе отчета в том, что ваше нынешнее самочувствие, вся ваша сегодняшняя реальность завтра вам покажется пустой иллюзией?». Действительно, а что есть реальность? Чтобы сделать материал более понятным и привычным, команда проекта приняла решение поменять локацию в пьесе. Так действие с театральных подмостков перемещается на съемочную площадку легким движением пера драматурга Юлии Поспеловой.

Органично в полотно спектакля вплетается VR-технология – то, что происходит на сцене – иллюзия, рассказ персонажей – иллюзия, и дополненная реальность, показанная в VR-очках – тоже иллюзия. Технология дополненной реальности – находка для этого материала. Видеоряд, отснятый в формате 360 градусов, создает так называемый «эффект присутствия» - раз за разом локации меняются, и зритель оказывается то в гостинице, то в ванной, то в опускающемся гробу.  Также команда проекта – продюсерский центр Баzа, продюсер Андрей Зубов, режиссер Данил Чащин, режиссер VR-контента Денис Гуляр - создала каждому персонажу его отдельную реальность – все герои имеют свои страницы в социальных сетях. Символично? Разве мы в интернет-пространстве не стараемся выдать себя за кого-то другого, создать иллюзию жизни, общения?

Разрешение этого «конфликта смыслов» похоже на взрыв – персонажи наперебой рассказывают режиссеру о произошедшем, кричат, убеждают в собственной правоте, и громом звучит голос Отца: «Я просто хотел любви!». Все встает на свои места. Мотивация любого человека – желание быть кому-то нужным.

Режиссер Гвидо (в исполнении Николая Аузина), как персонаж действия, находится в поиске того варианта развития событий, который бы удовлетворял его требованиям, и, сам того не подозревая, дает зрителю подсказку – Эдем. Вместо реального места действия, предлагаемого персонажами, он настаивает на идее сада наслаждений, где и свершилась первая трагедия человека. Он (человек) узнал, что такое стыд, а, значит, отделился от себе подобного. Идея одинокого, изолированного человека пронзает весь спектакль. Каждый из зрителей является истинным подтверждением этой идеи. Все мы, так или иначе, одиноки, и компанию нам составляет груз собственных мыслей, чувств и желаний.

Не стоит также забывать, что каждый из зрителей – тоже автор, если верить надписи на спинке стула. И что мы получаем в итоге? Тридцать авторов. Тридцать разных историй. Тридцать субъективных мнений и смыслов. Конец спектакля остается открытым – у каждого есть возможность решить для себя, что же в итоге основа всего – иллюзорность, тотальное одиночество или… любовь?

Фото: Фрол Подлесный (сайт «Мой Портал»)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

16 Июня 2017
Все мы родом из детства

Каждый взрослый несет в себе маленького ребенка, которому, может быть, три, может, пять, а, может, все пятнадцать. Этот ребенок хранит в памяти самое главное – взаимоотношения с родителями. Об этом новый спектакль Универсального Юмористического Театра УЮТ «Кошка из головы не идет».

15 Июня 2017
Жил такой парень

Театр танца Проспект показал спектакль «Шукшин: Линия жизни». Коллектив определил жанр достаточно необычно – «хореографическая драма-мозаика». Почему хореографическая – понятно. А вот драма-мозаика дает повод задуматься.

14 Июня 2017
Гремит «Гроза» в начале мая

Хореографическая мастерская Александры Балецкой показала драму по одноименной пьесе А.Н. Островского «Гроза».