5 Августа

Тюменцы погрузились в «Сны улиц»

Листайте вниз
Поговаривают, что парк Комсомольский на один день в году становится магнитом для местных любителей уличного театра.
Поделиться в соцсетях
Почему? Я решила искать ответы, отправившись на место событий, а именно на XI Международный фестиваль уличных театров «Сны улиц».

В самом парке или, согласно буклету фестиваля, в «Городе снов» яблоку негде упасть. Причина простая – фестиваль проходит в день празднования 430-летия нашего города. С юбилейной датой связан и измененный формат мероприятия. В этом году театр «Мимикрия» задействовал практически все пространство парка. Главное нововведение – появление сцены для детей.
Гуляя по «Городу снов», складывается ощущение непривычного городского пространства. Помните какие глаза у детей в фильмах, когда они попадают в парк развлечений или приезжий цирк? Не в современный, а тот, который сохранился на черно-белых пленках без звука. От непроизвольной улыбки ноют скулы и щеки, ведь атмосфера праздника окутывает прямо со входа: дорожки по обеим сторонам усыпаны гигантскими леденцами, над головой множество разноцветных зонтов, а чуть дальше виднеются флюгеры, на которых можно написать самое заветное желание.
Пройдя чуть дальше, вижу толпу детей, которые раскрашивают белоснежных птичек. Они обитают в импровизированной «Мастерской птиц» на одной из полян. Оперение их весьма разнится: от минималистического ч/б до импрессионистских мазков всех цветов радуги.
Из-за спины вырастает высокий некто в золотом, словно из фольги, классическом костюме и… без головы. Незнакомец приветливо машет рукой и протягивает ее для рукопожатия. Пожимаю ее без страха, в Европе «живые статуи» частенько можно встретить на бульваров крупных городов, но все же для нашего города – это экзотика. Как и латиноамериканские барабаны, которые слышно издалека.
На фестивале постоянно сталкиваешься с необходимость сделать выбор и выстраивать свою активность на празднике самостоятельно. В этом есть откровенный плюс – каждый может найти занятие по духу.
А ноги сами несут к детской сцене. Там программу открывали гости из Самары – независимый театр «Пластилиновый дождь», который является один из ведущих уличных театров страны. Коллектив существует уже более 20 лет, работает на слиянии пантомимы, клоунады, хореографии и драматического искусства. Клоунада «Белые сны» - это история о двух путешественниках неопределенного возраста.
Если исходить из названия, то не сложно догадаться, то все действие происходит во сне героев и все действующие лица одеты в белое.
Самарцам удалось увлечь не только детей, но и взрослых, которые бурно обсуждали происходящее и делились догадками. В уличном спектакле было всего пару реплик, в остальноем же понять сюжет помог язык тела.
На «Снах улиц» выступали не только приглашенные, но и местные коллективы. Один из них – молодежный театр «УЮТ». Труппа состоит из непрофессиональных актеров: юристы, маркетологи, pr-специалисты, менеджеры по туризму, геологи, вожатые и работающая молодежь. Тюменцы представили картонное хулиганство «Богатырь Степан Ромашкин» по одноименной пьесе омского драматурга Дмитрия Войдака. Богатырь с фамилией «в цветочек», как и полагается в лучших традициях народного эпоса, стоит на распутье. Спектакль по своей подаче нетрадиционен: трое молодых людей на сцене постоянно подкалывают друг друга и при этом намеренно выходят из образа. Поэтому со стороны кажется, что все мы оказались на репетиции спектакля. Некоторым зрителям удалось поучаствовать в постановке, ведь актеры ловко вовлекали жителей города в происходящее на сцене.
И все же центром притяжения была основная сцена. Театр из Германии «PasParTouT» первыми представили свой спектакль. «Куринные истории» - иллюстрация взаимоотношений между трио домашних птиц. Напыщенный склочный петух, ворчащая курица-мать и хрупкий беспокойный цыпленок в исполнение немецких актеров поводками ничем не отличаются от их реальных прототипов. Вообще специфика коллектива – перформансы с привлечением публики в игру. Куриное трио играли не только со зрителем, но и на музыкальных инструментах. У каждого из них был свой. К примеру, глава семейства использовал саксофон для выражения эмоций. Предполагаемые обстоятельства и птичьи курьезы были понятны для публики, а добродушный юмор – заразителен.
Театр «Мимикрия» представил премьеру уличного спектакля «Люди и Боги». Его поставили актрисы театра Майя Шульц и Полина Карабчикова. Постановка «Люди и Боги» основана на мифах Древней Греции: появление олимпийских богов, рождении Геракла и его подвигах. Сам спектакль - модель современного мира. В нем война – это способ борьбы за власть, а воины – это простые люди. Для того, чтобы показать разницу между богами, полубогом Гераклом и простыми смертными, актеры использовали ходули разной высоты. Логика происходящего четко прослеживалась: увиденное легко соотносилось в памяти с остаточными знаниями по мифологии.
Особенно поразила сценография, так как актеры рассказывали историю на языке пластики. Их лица скрывали маски. Стремянка символизировала Олимп, а скульптурные изображения Медузы Горгоны и Минотавра завораживали проработанностью деталей. Конечно же не обошлось и без интерактива со зрителем. Постановка соответствовала духу древнегреческой мифологии. Боги не живут в полсилы: фатальная жестокость изящно переплеталась неподдельным азартом и неприкрытым балагурством.
Нижегородский коллектив «Бусё» представил пластическую фантасмагорию для детей «Рыцарь-шмыцарь». Если обратиться к словарю, то согласно ему фантасмагория –причудливое бредовое видение. И это определение полностью отражает происходившее на сцене: на вид весьма хилый рыцарь попадает в башню к дракону, который держит в качестве пленниц дам довольно нестандартной наружности. Дамочки так рады «спасителю», что активно помогают уничтожить мучителя. Нелепые костюмы и абсурдное поведение помогло перезарядиться после обилия лирических настроений от предыдущих участников фестиваля.
Наверное, одним из самых ожидаемых был питерский театр «Странствующие куклы господина Пэжо», который приехал на «Сны улиц» далеко не впервые. Их конек – соединение карнавальной культуры, масок и гротеска. Основа их выступлений – интерактивные игры. В новом спектакле «Moonsters» гости из Северной столицы хотели напомнить о той поре детства, когда под одеялом умещался целый волшебный мир. На улице давно стемнело и происходящее напоминает какую-то давно забытую сказку из детства или вовсе светлый и легкий сон.
Организаторы подсказывают, что у спектакля премьерными считается не один, а несколько первых показов. Напомню, что неделю назад на уличном театральном проекте «Фабрика снов» актеры театр огня «СЕМАРГЛ» исполнили премьеру своего огненно-пиротехнического спектакля с названием «Искра» по роману Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». На «Снах улиц» театр показал доработанную версию спектакля. В краткой аннотации к постановке говорится, что человечество больше не волнуют проблемы и чувства тех, кто их окружает, люди перестали читать книги, более того, они их сжигают.
Признаюсь честно, что ранее не думала, что фаер-шоу и драматургия совместимы. Многие коллективы используют пластические связки, но не связывают это с театром, а делают больший акцент на трюках и инсталляциях. «СЕМАРГЛ» использовал все вышеперечисленное, только при этом в постановке огонь по-настоящему «заговорил».
Качество подготовки «Снов улиц» в этом году выросло. Организаторы задали хорошую планку в проведении уличных мероприятий. Театр полностью захватывает наш город. Возможно скоро актеры начнут врываться в наши дома, увлекая за собой в сказочные путешествия, на которые мы зачастую боимся решиться.

Автор: Вехтева Дарья