30 Мая

В Тобольске открылась выставка трех театральных художников

Листайте вниз

С 25 мая по 3 июня в Тобольске проходит XV фестиваль театров малых городов России. В пространствах Тобольского драматического театра им. П. П. Ершова зрители неустанно фотографируют выставку сценографии «Триплет», где «встречаются» работы главных художников Тюменского концертно-театрального объединения. Главный художник Тобольского театра драмы Ольга Трофимова рассказала подробнее об экспозиции.

Поделиться в соцсетях

Справка: На выставке «Триплет» (триплет – система, состоящая из трех частей ­ – прим.ред.) представлены работы трёх главных художников: Тобольского драматического театра имени П. П. Ершова Ольги Трофимовой, Тюменского драматического театра Алексея Паненкова и Тюменского театра кукол Сергея Перепелкина. Ольга Трофимова сотрудничает с театрами Тюмени, Перми, Ростова-на-Дону, Москвы и Берлина. Алексей Паненков работает с зарубежными театрами и является лауреатом и участником театральных фестивалей и конкурсов. Сергей Перепёлкин – заслуженный работник культуры РФ. Постоянный участник региональных, областных и городских выставок, а также выставок в Германии и Польше, неоднократный лауреат театральных фестивалей.


В качестве преамбулы: сделать и показать выставку театральных художников в нашем регионе – преодолеть пространство и время. Дело в том, что если в столицах достаточно традиционных выставок для художников театра, есть в частности проекты, где авторы встречаются и обмениваются опытом и результатами театральных сезонов, театров и художников – просто много, то у нас, по понятным причинам, набрать и оформить подобный проект – требуются особые благоприятные условия. Если говорить о нашем событии в регионе, то такая выставка должна запомниться как невероятная удача: здесь «встречаются» три главных художника из трёх театров.


Для зрителя посещение экспозиции театральных художников, как правило, чрезвычайно увлекательно: дело живое, и визуальный ряд воспринимается легко.

Художники театра —люди очень занятые, непрерывный производственный процесс создаёт абсолютно особый ритм существования, к тому же работа идет с разными визуальными формами. Во-первых, с пространством,  сцена - многомерна. Во-вторых,  с объектной сценографией, которая включает в себя костюмы, декорации, реквизит, бутафорию. Художник театра в каждом спектакле должен создать как минимум модель мира, другой вопрос - насколько удачно. Не бывает задачи повторить то, что было уже сделано прежде, но постоянно возникает потребность нового решения при этом абсолютно заточенного под задачу режиссёра, а это сложный процесс, объединяющий множество людей. Театральные художники знают это как никто, поэтому они объединены идеей взаимодействия.

Попробуем сравнить. Я также занимаюсь графикой и живописью, и живописцы и графики работают над пространством в плоскости холста или листа бумаги. Нам же недостаточно придумать и скомпоновать визуальную идею, но необходимо без потерь воплотить ее в сценической материальности. На нашей выставке представлены девять великолепных макетов Алексея Паненкова, каждый со своей концепцией пространства и точным решением. Каждый макет выполнен в масштабе 1:20, и это работает как маленькая вселенная. Эскизы костюмов соответственно «вырастут» до масштаба персонажа и актера.


Алексей Паненков представил в параллель к макетам, эскизы костюмов. Четырнадцать экспозиционных планшетов и каждый  включает в себя блок из 8 листов А4. Каждый лист включает в себя от одного до восьми эскизов костюмов -  такая насыщенность и плотность подачи материала.  Тонкость линии и графическая подача автора  вызывает профессиональное восхищение. Алексей Паненков – прекрасный театральный мастер.


На выставке представлены живые костюмы с действующих спектаклей и только с двух, ушедших со сцены – «Конек – Горбунок» и «Веселые Расплюевские дни». Мы нарушили для нашего зрителя одно важное правило экспозиции: показали костюмы из идущего репертуара, а это не практикуется. Почему мы сделали так?


Считайте, что эта возможность увидеть костюм близко, в деталях, как хороший подарок от театра. Наш зритель получает особый настрой еще перед входом в зрительский зал, надеемся, что такой контакт с искусством театра останется в памяти.  

Творчество Сергея Перепёлкина как художника очень объемно, мы смогли показать только два из нескольких творческих направлений его деятельности – собственно кукольный театр и коллекцию арт – объектов. 


Представлены куклы, большинство из которых взяты также из идущего репертуара театра: «Калиф – Аист», «Огниво». У нас есть совместный спектакль «Я ищу свою принцессу», где при сценографии Сергея Перепелкина куклы были изготовлены по моим эскизам. Экспозиция кукол возносится над плоскостью пола так, что кукольные взгляды встречаются с взглядом зрителя, так как кукла смотрит из рук актёра. Серия стильных арт-объектов, как игра с античностью: «Куросы», «Неолитическая Венера», «Дискобол» и «Дорифор». Интерьерная архаика удивительно точно вписалась  в эстетику театра: Петр Ершов и его знаменитое перо получили стильное соседство. 


Стоп – кадры спектаклей Сергея Перепелкина представлены в коллажных фотографиях, что организовали  часть стены, рядом  с экспозицией кукол. Перепелкин также известен как ироничный график и живописец, но Тобольский театр не смог вместить все желаемое.


Несколько слов о моей части выставки. Поскольку театральный художник и художник – это разные специализации, то я показываю эскизы театральные и эскизы, где поиск образа «заглядывает» за грань достаточного, где есть что-то от «станкового» поиска. Мне близка некая свободная форма работы, чувствование материала  на стыке жанров, возможность меняться от спектакля к спектаклю.  


Работать с костюмом в эскизе, это в том числе работать с графической техникой, а через нее с образом, и возможно в этом специфика моего творческого процесса.


Показываю несколько свежих работ: костюмы, полиграфия для апрельской премьеры спектакля Пермского ТЮЗа «Еврейское счастье», по пьесе Людмилы Улицкой - «Мой внук Вениамин».


На выставке также можно увидеть эскизы костюмов к спектаклю «Слуга двух господ» Гольдони, который в данный момент готовится к постановке в Тобольском театре в постановке Вероники Мерк.Реальность будущего спектакля уже возникает, мы верим в его добрую жизнь.


Фото: Анастасия Фёдорова
Текст: Дарья Вехтева