24 Октября

Цветы для Анны: в Тюмени обсудили «Театр тотального присутствия»

Листайте вниз

20 октября в МТЦ «Космос» прошла Международная научно-практическая конференция «Театр тотального присутствия» на IX Международном молодёжном театральном фестивале «Живые лица». С докладами выступили режиссёры Марина Жабровец, Владимир Филонов, Жирайр Дадасян и Татьяна Малиновская-Тышкевич. Эксперты обсудили вовлеченность актера в действие и методы обучения артиста.

 

Поделиться в соцсетях

Первой выступила Марина Жабровец, профессор кафедры режиссуры театра ТГИК: «Игра – колыбель всего рода человеческого и каждого человека в отдельности». В основе метода Марины Владимировны лежит «игровое воспитание» студентов-режиссеров. Они в прямом смысле играют, дурачатся, тем самым давая волю фантазии. В качестве иллюстрации метода один из студентов показал отрывок из «Золушки» в жанре сенситивного театра. Претенденткам на роль сказочной принцессы бросили букет. Цветы поймала Анна. Новоявленную Золушку вывели на сцену и завязали глаза, временно лишив её зрения, поэтому она воспринимала происходящее через слух, обоняние и тактильные ощущения. И началась сказка для Ани – шуршат платья; плавно поднимаются и опускаются качели, льет дождь. Принц нежно признается смущенной девушке в любви. Часы бьют полночь, и сказка заканчивается. Лишь письмо, содержание которого для зрителей осталось неизвестным, останется Анне приятным напоминанием о случившемся. А участники конференции увидели, что создать сказку можно и из подручных материалов: качели из скамейки, пруд из вёдер с водой, дождь из бутылки.

 

Жирайр Дадасян, доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства Ереванского государственного института театра и кино, отметил, что игра – это «принцип, который присущ человеку во всех областях».  Также Дадасян ссылается на труд норвежского философа Йохана Хейзенги Homo ludens («Человек играющий»). В нём «игра» рассматривается как культурологическое явление, сопровождающее человека на всех ступенях развития. 

 

Владимир Филонов, профессор ЧГИК и руководитель театра «Манекен», поделился своим методом работы с материалом в молодёжном театре, где «происходит творческий рост и вовлечение в самостоятельную творческую деятельность».  Студенты «предлагают совершенно сумасшедшие вещи» и ищут то, что им близко методом проб и ошибок.

Завершила научно-практическую конференцию Татьяна Малиновская-Тышкевич, руководитель польского театра Nie ma. Гостья из Польши рассказала о двух театральных школах – российской (Константина Станиславского) и польской (Ежи Гротовского). Также она подняла вопрос о языковом барьере театра: «Если всё проговорить (на сцене), то можно эмоционально не доиграть». Тут же на глазах у зрителей поставили эксперимент: актеру театра Nie ma Игорю предложили без текста сыграть отрывок из моноспектакля «Калигула». Молодой человек метался по площадке, рычал и сумел выполнить задачу и передать образ персонажа, минуя языковой барьер.  

 

Может показаться, что слово «конференция» звучит совершенно нетеатрально. Мы привыкли, что на таких мероприятиях звучат скучные доклады. «Театр тотального присутствия» не вписывается в этот стереотип, потому что у театральных профессионалов получилось создать живое пространство для диалога.


Фото: Владимир Чебалдин
Текст: Лидия Абышева