24 Октября

Театральный критик Павел Руднев: о драматургии, герое времени и осознанности

Листайте вниз

В рамках IX Международного молодёжного театрального фестиваля состоялся мастер-класс театроведа Павла Руднева. Встреча прошла в формате философской беседы о проблемах современного театра, драматургии и человека.

Поделиться в соцсетях

С первых минут стало ясно, что Павел Руднев подкован в заявленной теме: спикер делал постоянные отсылки к литературным произведениям, философии, теории драмы и просмотренным спектаклям, которых за сезон набирается более двухсот. Московский театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент РУТИ-ГИТИС, помощник художественного руководителя МХТ имени А.П.Чехова и ректор Школы-студии МХАТ по спецпроектам начал разговор с определения роли события в драматургии. Поскольку событие – это двигатель действия, а действие – основной элемент актерской игры (act - действие), следовательно, без события театр, в привычном его понимании, невозможен. Но, тем не менее, вопрос о бессобытийности современной драматургии (вспомнить хотя бы «Кислород» Ивана Вырыпаева) и театра (как пример спектакли Дмитрия Волкострелова) в современных реалиях стоит достаточно остро. Волкострелов изучает феномен скучного, он считает, что «герою XXI века остается только пассивное наблюдение за реальностью». Руднев же добавляет, что «скучное – тоже один из способов воздействия на нас».


Что такое театр? Владимир Маяковский утверждал, что театр не отображающее зеркало, а — увеличивающее стекло. Для нашей действительности характерны бессобытийность и конформизм, что находит отражение и на сцене. Павел Руднев рассуждает о психологическом состоянии современного человека: мы перегружены стандартами, стереотипами и информацией. Мы желаем тишины и максимальной статичности, того самого «пассивного наблюдения». Вот вам портрет «героя нашего времени».


Театровед сравнивает основы психоанализа и искусство. Театр может лишь подтолкнуть к саморефлексии каждого человека, не вменяя ему истин и догматов. Воспользуется он возможностью или нет – другой вопрос. Таким образом, задача художника – обеспечить зрителя «пищей для размышлений», а задача зрителя – перестать обвинять в собственном бессилии всех кроме себя. Беседу пришлось прервали рамки регламента. Напоследок Руднев сделал вывод, что театр, философия и психология в современных условиях связаны неразрывно.


Текст: Лидия Абышева
Фото: Владимир Чебалдин