4 Ноября

«Скорая театральная помощь»: как театр работает на благо общества

Листайте вниз
Лидия Флицлер, Екатерина Пономарева, Дарья Вехтева

Поделиться в соцсетях
  Социальный театр, как мы сейчас его называем, набирает обороты: театральные практики рассказывают о проблемах в обществе и помогают людям пережить сложные ситуации. Театровед Кристина Матвиенко представила ретроспективу развития социального театра на своей лекции на фестивале «Театральная революция», а мы зафиксировали для вас основные моменты последнего периода.

Александр Богданов
Создатель Пролеткульта
Считал, что искусством могут заниматься не только режиссеры и художники. У каждого есть «внутренний художественный инстинкт», его нужно развивать. Когда этот инстинкт просыпается, появляется ресурс для преобразования мира.

Ленинградский андеграунд (1980 – 1990)
Коллективы, которые работали на Пушкинской, 10: театр АХЕ, театр «Лицедеи», театр DEREVO.
Художники хотели создать самостоятельное государство. Люди буквально жили театром: создали коммуну, шли против устоев, устраивали интерактивы и перформансы.

Борис Юхананов
Режиссер
Создал теорию проектирования: спектакли «Сад» (1990) и «Да, дауны» (1997).
«Сад» основан на пьесе Чехова «Вишневый сад». Суть в том, что каждый актер должен был пройти путь геймера. Он должен был сначала принять героя, присвоить себе его свойства, а дальше выскользнуть в реальную жизнь. Тогда герой начинал определять стиль в одежде, манеру поведения, заставлял действовать от своего имени.
Спектакль «Да, дауны» (1997) – первый опыт в истории русского театра, когда на сцене играли люди с синдромом Дауна. Юхананов поставил рядом обычных людей и людей с синдромом Дауна, и на этом взаимодействии рождалась театральная ткань спектакля.

Борис Павлович
Режиссер
Занимался лабораторными театральными практиками, «взращивающими» человека. Его главная цель была в том, чтобы выстроить коммуникационный коридор между людьми.
Считает, что театр, прежде всего, нужен не зрителям, а людям, которые им занимаются.
Создал проекта «Квартира», в котором участвуют люди с расстройством аутистического спектра.

Театр на вынос (Санкт-Петербург)
Театр считает своей задачей создавать «со-бытие», связанное с реальным присутствием.
Делали спектакль во дворе дома для одного человека.

Михаил Патласов
Режиссер
Занимается документальным театром.
Через театр соприкасается с проблемными зонами социальной жизни. Делал театральные проекты с бомжами, подростками и т. д. Для него важно, чтобы была нарушена граница между человеком, живущим в современном обществе, и театром.
Считает, что, если попал в болевую точку хотя бы одного человека, возникает коллективное поле, и театр работает.
Функция режиссера-модератора заключается в том, чтобы не трансформировать материал, а оставить все в первозданном виде. В его работах возникает вопрос ответственности художника перед «донором» — человеком, чья история стала материалом для театра.