• 25 Ноября 2016
  • Юлия Горбунова

Вместо слов

Листайте вниз
Молодой режиссёр театра танцевальных форм "Контраст" Александр Шипицин создал спектакль "Недосказки" о женских переживаниях. Мужской взгляд со стороны не испортил сюжет, а помог ему.
Поделиться в соцсетях
Что произойдёт, если добавить в академический театр современную хореографию, ограничить лаконичным оформлением и убрать актёрские реплики? Здесь заканчивается театр в классическом понимании и начинается совсем другая история с диалогами без слов и торжеством танца.

Десять актрис танцуют о жизни, любви и чувствах. Девушки в одинаковых париках с прямыми челками, черных платьях и сапогах на высоких каблуках. Вычурные позы танцевального направления Vogue задают тон. Актрисы шагают ровным строем, и зрителю трудно найти между ними различия. Приходится всматриваться и искать в этом параде одинаковых что-то особенное и отличное.
  
Картинка меняется. Из мира подиума с его красотой и журнальностью мы переносимся в мир урбанизма, где у каждого действия есть ритм. Как двигаешься, работаешь, одеваешься, ешь. Всё в такт музыке, которая словно стучится в тебя, чтобы добраться до самого нутра и разбудить. Механические звуки рубят пространство и кажется, что что-то сломалось. Гримасы актрис напоминают клипы певицы Sia, где одним жестом обозначают целое предложение.

Через собирательный образ одинокой девушки Шипицин рассказывает истории многих представительниц прекрасной половины. Героиня ищет любимого человека, но приходит к поиску себя. Как понять, где ты настоящий, если гонишься за стандартами красоты и жизни? Нужно снять каблуки, узкие платья и парики. Содрать, как кожу, чужую жизнь и переродиться прямо на сцене. Это очень болезненный процесс, поэтому девушки кричат. Да так громко и по-настоящему, что тоже хочется крикнуть.

Обувь сброшена, позёрский стиль Vouge переходит в контемпорари, на актрисах остаются только костюмы телесного цвета. Кажется, что героини совершенно нагие и от этого пронзительно живые и настоящие. В коротких перерывах между композициями слышно как они дышат, как задыхаются.

Большой находкой стала часть, в которой актрисы "говорили" со зрителем фразами из песен. Потому что о самых важных вещах давно всё спето и сочинено. Откровение происходит в иронической форме страданий, о которых обычно поют в караоке женские компании. Здесь и "О, Боже, какой мужчина" и "Девочка созрела". Зритель хохочет и подпевает. Все как в жизни - можно и посмеяться, и поплакать.

Оформления у постановки нет. На сцене отсутствуют декорации и занавес, нет замысловатых костюмов. Ничего, что отвлекало бы от действия. Обнажается всё: пространство, актёры и чувства. Существование такого контрастного театра становится одной из самых обнадеживающих примет современного искусства. Здесь зрителя включают, чтобы слушал, смотрел, чувствовал и понимал всё без слов.

В словаре Даля есть такой пример с использованием слова - "Недоговор лучше переговора". Чтобы осталась та самая недосказанность, и всё самое важное можно было додумать самостоятельно. Так и в театре танцевальных  "Недосказках" - зрителю дают реплику, чтобы он мог ответить. Хотя бы самому себе.

Фотограф: Владимир Чебалдин