• 28 Ноября 2016
  • Ксения Шилина

Сказка с плохим концом, или Что нужно женщине

Листайте вниз
В среду 23 марта прошла премьера спектакля «Недосказки» режиссера Александра Шипицина.
Поделиться в соцсетях
Заявлен спектакль был как хореографический роман. Роман о «любви». Именно о любви в кавычках. Тенденция к созданию новых жанров в современном искусстве достаточно велика, и для зрителя это всегда лотерея, ибо сложно сказать каков будет уровень произведения, созданного в уникальном жанре. Структура спектакля оказалась вполне традиционной. Повествование было разделено на несколько частей, отличавшихся, и музыкально, и хореографическим воплощением. В самом начале из открывшихся дверей, откуда бил яркий свет, на сцену вышли десять актрис в одинаковых платьях, париках в стиле Нефертити и с ярким обезличивающим макияжем. Они рассказывали явно одну и ту же историю про предложение себя этому миру, о том как хочется себя показать, поиски своего места и т.д.

Девушки занимали картинные, манерные позы. Было красиво, громко и казалось, что все понятно, предсказуемо и тривиально. Так было ровно до начала части, которую можно условно обозначить как «Одиночество и алкоголь в жизни женщины». Рваные музыкальные куски из отечественных весьма популярных композиций, каждая из которых должна была отобразить какую-то грань женских (вероятнее всего нетрезвых) переживаний. Именно так многие проживают свои сердечные драмы: распевая песни в караоке, дома с подружкой, безумно отплясывая в клубе, или слушая что-то в плеере.

Но вдруг все происходящее превращается в тяжелый и трагичный карнавал, а повествование становится остро феминистским. Отчаяние, боль, разочарование прорывающиеся через примитивные, плоские тексты и мелодии о любви. Особенно остро это несоответствие внутреннего ощущения героинь с их внешним воплощением проявляется во время первой музыкально-хореографической части, отличающейся стилистически. Девушки снимают обувь и танцуют в стиле контемпорари.
  
В финале они снимают с себя парики, платья, дико кричат. Когда актрисы остаются в костюмах телесного цвета, будто обнаженные, они вдруг все становятся абсолютно разными и непохожими. Так в спектакле показана трагедия современной женщины, которая всегда должна быть «какой-то». Такой, какой хочет ее видеть мир, мужчина, другие женщины. Она соглашается на многое: быть позершей, быть успешной, быть глупой, быть влюбленной. У нее должно быть сердце, и оно должно быть разбито, она должна ждать и искать. Она не может быть просто человеком, собой. Никогда. В самом конце героини выходят к самому краю сцены, толкая перед собой перевернутые стулья, которые невероятно похожи на коляски. Бросают их и уходят. Это воспринимается как последний отказ, отказ от материнства.

Так не совсем ровное по качеству и довольно затянутое повествование становится манифестом современной женщины с ее нежеланием быть стереотипной героиней пабликов в соцсетях, девушкой с обложки, мужским идеалом или каким-то еще жизненным клише, героиней той самой «недосказки», которая вынесена в название. Она хочет просто быть, но для этого надо скорее не быть, прячась от жизни и уходя в себя.

Фотограф: Владимир Чебалдин.