• 4 Марта 2017
  • Елена Ковальская

Дети райка: «Эх, ты, Ваня» театра-студии «Быть», Тюмень

Листайте вниз

Грубый дощатый помост, столбы по углам, на них стрелки указателей. Группа людей с тюками на плечах мыкается между «туды» и «тама», решая, куда направиться: откуда пахнуло, то ли куда указал подброшенный в небо валенок. В лубочной сказке театра-студии «Быть» русский народ на распутье ищет национальную идею. А если буквально - большая семья разыскивает пропавшего кота. 

Поделиться в соцсетях

На Европейском фестивале молодежных театров «Театральная революция - 2017» спектакль показали в off-программе: зрительный зал заполнили европейские артисты и члены АИТА (Международная ассоциация любительских театров). Поиски национальной идеи молодой русской командой были восприняты по достоинству: дружелюбным смехом.

К спектаклю Артема Васильева сложно подобрать аналогию. На что это похоже? Да ни на что. Будто бы площадной театр – но не без изящества. Пародия на поиски особого пути в России – но полная нежности к заблудшему народу. Примитив, в котором чудятся черты старинного балагана – и, одновременно, черты народного театра будущего. То есть театра, которому есть дело до зрителя и актуальной общественной повестки. На сцене дружно действует коллективный герой – казалось бы, это рудимент архаического театра, но уже который раз в истории театра коллективный герой выходит на сцену в момент поисков театром новых форм. Коноводит им талантливая Наталья Ваганова, чья речь приперчена присказкой «агась это самое». Она – мать. Или, если угодно, Родина-мать. Которая всех накормит и защитит, высадит на горшки и осушит реки, уложит спать и споет колыбельную: «Бай-бай-бай, пусть приснится рай».