• 28 Мая 2017
  • Анастасия Фёдорова

Все умрут, а я останусь: спектакль «Как Зоя гусей кормила», НМДТ им. В. П. Амербекяна, Новороссийск

Листайте вниз
Телевизор с включённым каналом Animal Planet, старенький диван с книгами вместо журнального столика и престарелая мать, любящая чай с сахаром. Зритель оказывается невольным свидетелем будней не вполне типичной семьи. Новороссийский муниципальный драматический театр показал историю о конфликте поколений и делах семейных в конкурсной программе XV фестиваля театров малых городов России.
Поделиться в соцсетях

Каждый день учёный Владимир Ильич (Вячеслав Сизиков), похожий на Эйнштейна, мечется между институтом и уходом за столетней матерью Зоей (Марина Лычкова): несмотря на болезни, она шутит над возрастом и втихаря от сына балуется сигареткой и водкой. Ритм семейства нарушает приезд Жени (Татьяна Шариазданова). Она будет жить с героем, когда мамы не станет. Девице под тридцать лет, она родом из деревни и за словом в карман не лезет. Все планы рушатся в один миг: старушка не оставит Володечку одного и поэтому всеми силами мешает их союзу с Женей. 

В постановке грустное перемежается со смешным. Как отметили критики на обсуждении, режиссер Георгий Цнобиладзе нашел правильную интонацию – остроумную и ироничную. Лёгкий взгляд на спектакль ученика Льва Додина постепенно вводит зрителя в историю и не перегружает сюжет. Напряжение в драматичных моментах разбивается о сарказм Зои Марковны: несколько раз она ловко притворяется мертвой, причём с каждым разом все правдоподобнее. Ирония видна и в самих персонажах, списанный с обычных людей. Типичный образ учёного, живущего наукой; «простушка» Женя с её сельским  говором и пестрыми нарядами; эксцентричная бабуля со своими выкидонами.

Второстепенный персонаж Плоцкий (Евгений Архипов) и случайная девушка с камерой (Ольга Кушпель) также ненавязчиво рассказывают историю: от Плоцкого мы узнаем об их с Владимиром молодости, а оператор ловит моменты семейного отдыха. Видео на стене и звук телевизора дополняеют быт героев, собранный из мелочей: включающиеся и выключающиеся торшеры, дымящийся чай и кресло-качалка.

Режиссер Георгий Цнобиладзе затрагивает серьёзные темы, несмотря на внешнюю простоту и юмор. Герои несчастны, каждый по-своему мечтает о лучшей жизни, но ничего не меняет. В деревне Женя мечтала о городе, но по приезду остаётся дома и не пытается устроиться на работу. Владимир к своим годам так и не состоялся как мужчина и, как говорит Женя, так и остался «мальчиком неюзанным». Бабуля тоже несчастна: «похоронив себя как женщину» то ли в 20, то ли в 40 лет, она всю жизнь положила на воспитание сына. Зоя Марковна чувствует себя никому не нужной и требует от Владимира постоянного внимания. «Хорошие люди мрут как мухи, а те, кто никому не нужен, живут вечно», — говорит она. Герои боятся по-настоящему жить и находятся в ожидании: вот мать умрет, тогда и буду жить с женщиной, вот перееду в город и устроюсь секретаршей как мечтала всю жизнь. Но грёзы остаются на словах. Персонажи в себе запутались, им легче жить по привычке, чем перекраивать судьбу. Спектакль не даёт решения их проблем, а лишь обличает их, ведь нет универсального средства для обретения счастья на земле. 

Фото: teatr-nacyi.ru