• 14 Июня 2017
  • Лидия Абышева

Гремит «Гроза» в начале мая

Листайте вниз
Хореографическая мастерская Александры Балецкой показала драму по одноименной пьесе А.Н. Островского «Гроза».
Поделиться в соцсетях

В театральном мире прослеживается удивительная тенденция – в последнее время режиссеры все чаще обращаются к «Грозе». Возможно, это обусловлено возросшей актуальностью тем, поднятых классиком девятнадцатого столетия. Каждая постановка, безусловно, уникальна. Но тюменская мастерская совершила небывалое – представила «Грозу» в пластике.

С первых минут спектакля прослеживается мотив цикличности происходящего, семь героев мечутся по кругу в безумном танце, и нет конца этому страшному, почти обрядовому действию, оно затягивает, обличает каждого из них. Складывается ощущение, что грех сопутствует всем героям.  Недаром в пьесе Островского присутствует пусть второстепенная, но символически значимая героиня Барыня, которая говорит: «Все в огне гореть будете неугасимом»…

Затем все стихает. Начинаются приготовления к свадьбе Катерины и Тихона, тоже весьма символичные – все «чистят»  новобрачных, а ведь будто от греха отмывают. В этой сцене особенно ярко видна характерность героев – властная Кабаниха, инфантильный Тихон, мятежная Катерина.

Переломным моментом становится отъезд мужа. Не может, не может Катерина обнять мужа, бросается, а обвивает руками воздух. Потому что не любит. И мучается, и страдает тоже поэтому.

С легкой руки Варвары Катерина встречается с Борисом. Девушка осознает всю нравственную низость своего поступка, но, если вдуматься, был ли у нее выход? Могла ли Катерина поступить по-другому? Продолжить жить с пьющим, бесхарактерным мужем и его деспотичной матерью, видеть, как Глаша – девка в доме Кабановых – пытается его соблазнить, как Варвара бессовестно врет Марфе Игнатьевне?.. Нет. И теперь, когда в ее жизни появляется любящий человек, она тоже не может уйти от греха. Катерина – «душа, не знающая меры, душа хлыста и изувера» (М.И. Цветаева), и любовь Бориса для нее все тот же «луч света в темном царстве» (Н.А. Добролюбов). Их танец – абсолютная нежность, чувственность, наполненная поначалу страхом, а потом истинной любовью.

Когда приезжает Тихон, Катерина не находит себе места.

Кульминацией становится приближение грозы. Страх охватывает всех героев спектакля, они мечутся, сбиваются в кучу, крестятся, но как-то неумело, судорожно… Выбивается из числа жаждущих спасения Дикой, как некий апофеоз всех низменных качеств – алчность, жадность, злоба.

Вдруг слышится колокольный звон. Он нарастает, бьется в неравной схватке с громом. Катерина оказывается перед выбором – по одну сторону Тихон и все «темное царство», а по другую Борис. Выбор сделан. Сброшены оковы общества, сброшена длинная белая юбка, которую героиня постоянно поправляла при виде Кабановой.

Последний танец Катерины – утверждение собственной правды и последняя просьба о прощении. Финальная мизансцена – распятие…

Затихла музыка, потух свет. И еще несколько секунд зал находится в гулком, напряженном молчании. Затем медленно, несмело, боясь спугнуть атмосферу, начинает аплодировать.

Символическим в спектакле является цвет. Красный – отражение сущности семьи Кабановых, он присутствует во всех костюмах – кровь, огонь, жестокость, похоть. Катерина и Борис – светлые, нежные цвета – белый, пепельно-серый, желтый. Волга, в которую бросается героиня – голубой.

Спектакль о душе. О грехе и покаянии. О любви. О том, как важно оставаться верным себе, несмотря ни на что. И, наверное, потому «Гроза» столь актуальна в последнее время – мы забываем, что когда человек обманывает кого-то, он в первую очередь лжет самому себе.