• 1 Июня 2017
  • Анастасия Фёдорова

Скованные одной цепью: «Магазин», АТГДТ, Альметьевск

Листайте вниз

Разбросанные деревянные ящики, доски, скреплённые между собой и прислонённые к стене. Движения contemporary dance — животные инстинкты, борьба не на жизнь, а на смерть. Актрисы в чёрном в чёрной коробке сцены в пластической истории о тех, кого принято не замечать: о трудовых мигрантах. Перед началом зрители получают наушники: актеры играют на национальном языке. Спектакль Альметьевского татарского государственного драматического театра прошёл в основной программе XV фестиваля театров малых городов России
Поделиться в соцсетях

Казахская девушка Карлыгаш (Диляра Ибатуллина) мечтает о жизни в Москве. Но вместо прогулок по Красной площади молодая продавщица попадает в рабство: вместе с привычной жизнью хозяйка магазина Зияш (Мадина Гайнуллина) забирает у неё и имя. Теперь она Катя без права на сон, тело без синяков и будущее. Зарплату не платят уже пару лет: Зияш мечтает построить мечеть. Для достижения цели в ход идут любые средства, даже человеческие жизни. Их заменяют как ящики из-под фруктов, никто не узнает и не осудит. Подумаешь, завтра других девчонок привезут. 

Эдуард Шахов исследует скрытое от посторонних глаз: рабство и чёрный рынок. 
Режиссёр первым поставил на сцене пьесу Олжаса Жайнадарова, основанную на реальных событиях. Несмотря на страх и ужас, пронизывающие историю, Шахов нашёл поэтическую сторону и выразил её в хореографии. Пластическая партитура от Алины Мустаевой не превратила спектакль в мрачную историю, наоборот, многое сказаное через язык тела и жестов более искренне. Карлыгаш закрывается руками от внешнего мира и уходит в себя, когда речь заходит о побоях, её ребёнке. Физиологические образы без слов говорят об изменении и моральном давлении на человека. 

Поначалу трудно привыкнуть к постановке из-за синхронного перевода, но спустя пять минут история захватывает и не отпускает до финала. Текст построен на репликах героинь друг о друге, магазине и других работницах. Живая речь как нельзя лучше подходит для передачи чувств, эмоций. Приправленная выкриками, сценами борьбы, иногда довольно травмоопасными, история погружает в жуткую атмосферу магазина, где человеческая жизнь — ничего не стоит, а мигрантов из Азии считают людьми второго сорта. Ежедневные издевательства над девушками, оправдывается хозяйка Зияш, лишь для мечети, для лучшего будущего её самой. Режиссёр изучает социальную тему с двух позиций: Зияш тоже жертва, заложница обстоятельств и белого порошка. 

Специально для спектакля композитор Магуля Мезинова написала музыку. Она не иллюстрирует происходящее, но добавляет дополнительные эмоции и настроение. Внезапно появившись, она привлекает внимание к сцене и так же неожиданно исчезает, как и надежда героинь на лучшую жизнь и свободу.