• 23 Октября 2017
  • Ирина Ильина

«Паноптикон»

Листайте вниз
Удивительный, мистический спектакль привез театр кукол «Гулливер» из города Кургана. Эта работа похожая на сон. Режиссеру Михаэлю Фогелю удалось воссоздать атмосферу, которую возможно увидеть только там – в глубине подсознания.
Поделиться в соцсетях

Узнаваемые, повседневные персонажи, пришедшие на сцену из зала, выглядящие как наши соседи, коллеги по работе, знакомые - медленно на глазах зрителей превращаются в мифических существ, а само пространство вокруг начинает таять, приобретая совсем иные формы. Вот тогда и появляется ощущение сна.  

Здесь мистика является неотъемлемой частью происходящего и совершенно не удивляет актеров, тесно вплетаясь в них, становясь их частью. Кажется, в любой момент может случиться все, что угодно – по сцене летают большие, медленно моргающие глаза, спящий дракон, просыпаясь, превращается в огромное дерево, персонажи исчезают в никуда и появляются из ниоткуда. В этом пространстве нет ничего невозможно, и в тоже время, как во сне, мы совсем не можем его контролировать – только смотреть.


На протяжении всего спектакля загадки и вопросы встают перед нами в изобилии. И эту работу трудно обвинить в разжевывании ответов – придется поломать голову. Впрочем, ее можно интерпретировать бесконечно, разбирая по частям и косточкам, находя интересные метафоры и смыслы, можно и просто посмотреть, насладиться красотой, удивительной атмосферой, оставив неразгаданной – как часто мы поступаем со снами. Отчего, впрочем, они не теряют ни капли своей удивительной природы.


С помощью музыки, оригинального использования реквизита и пластики, удалось погрузить зрителей в параллельную вселенную: напряженную, кое-где пугающую, мистическую, тягучую. Спектакль соткан из плавно перетекающих друг в друга сюжетов, без заданного начала или конца. Но после срыва актеров в «пропасть» наступает неожиданное и резкое пробуждение зрителей, как это бывает только во снах о падении. 


Кажется, что в подобной вселенной бывал Стивен Кинг – фантастические насекомые, летающие, ползающие, отбрасывающие гигантские тени, словно вышли из его «Тумана», кое-где в этом мире на сцене можно узнать страшные истории Ридли Скотта. Возможно, где-то здесь путешествовал и сам Сальвадор Дали. Ну, а теперь, с легкой руки Михаэля Фогеля, эти двери приоткрылись и для тюменского зрителя. 


Фото: Ксения Стреколовская