• 25 Октября 2017
  • Анастасия Фёдорова

Вечная любовь: «Старосветские помещики», мастерская В.В. Меньшова и В.В. Алентовой ВГИК им. С. А. Герасимова, Москва

Листайте вниз
Где-то в малороссийском поместье живут душа в душу старички-помещики Пульхерия Ивановна (Евгения Михеева) и Афанасий Иванович (Евгений Серобабин). Они любят пить чай и вкусно поесть, в доме всегда тепло и спокойно, а хозяева рады гостям. Жизнь старосветских помещиков соткана из шуток, взаимной заботы и любви, где один не может без другого. Трогательную историю рассказали режиссер Татьяна Тарасова и студенты ВГИК во второй день IX Международного молодёжного театрального фестиваля «Живые лица».
Поделиться в соцсетях

В основе – одноименная повесть Николая Гоголя. В атмосферу старой России переносит минималистичная сценография: ветви обвивают изголовье и изножье кровати; они же выступают могильной оградой; кухонька с множеством чашек и блюдец; двери, через которые входят чужие и уходят родные. По мнению самих ВГИКовцев, было непросто перенести сценографию в камерное пространство «сцены на пятом этаже» Тюменского драмтеатра, но команде это все-таки удалось. Тема дома, куда мы попадаем и становимся гостями Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича, стала ключевой в спектакле. Их быт – это наслаждение утренним чаем, разговоры и шутки, на которые принято обижаться, но буквально на пару минут. Это если не страсть друг к другу, то уважение и бесконечная нежность к миру, которая решена через пластику от хореографа Натальи Шургановой. Пульхерия Ивановна бесстрашно парит в воздухе, её спина опирается лишь на ноги Афанасия Ивановича, а порой он с помощью поддержки помогает супруге перебраться на другой конец кровати. Сцендвижение передают градус взаимоотношений и в то же время контрастируют с возрастом актёров и героев. Они молоды душой, несмотря на физический возраст.

 

Помещикам не нужно многого: по словам жюри фестиваля, герои даже не замечают воровства приказчика, ведь земля дает всего в изобилии. Жизнь идет, пока они вместе. Правда в воздухе без ответа повисает вопрос Пульхерии Ивановны: «Если нам хорошо вдвоём, почему у нас нет детей?» Им нечего и некого оставить после себя, ведь Смерть (Ирина Штерк) уже на пороге. Поэтому они оставляют частичку себя в других: радушно принимают и уговаривают остаться на ночь гостей. Так зрители попадают в камерную обстановку старосветского быта и остаются в ней до самого конца. В финале, когда Афанасий Иванович остается один, Смерть сгребает в железный совок чашечки, из которых герои пили чай, забирая тем самым прошлое и родное со звуком, который жюри назвали «аудиальным террором». Это физически трудно слушать – то же чувствует и герой, так же безжалостна смерть.

 

Детали, внешнее и пластическое оформление сделали совместную работы студентов и режиссера Татьяны Тарасовой очень качественной. Несмотря на десятый показ спектакля практически каждый раз на новом месте (студенты играли также на фестивале в Болгарии), актеры чувствовали себя на сцене легко и уверенно. В них чувствуется богатый жизненный опыт, будто они сами переживали такую же любовь, такую же нежность и трепет к близким и наслаждение каждой секундой жизни. 


Фото: Рита Пушкина