• 4 Ноября 2017
  • Лидия Абышева
  • Хореографическая драма «Каренина»

«Как же сделать, чтоб всем было хорошо»: спектакль «Анна Каренина» хореографической мастерской Александры Балецкой

Листайте вниз
Зал задымлен. Совершенно ничего не видно, только мелькают силуэты зрителей. Резко гаснет свет. Спустя мгновение на площадке появляются черные фигуры артистов. Так зрителя встречает хореографическая мастерская Александры Балецкой. Премьера спектакля «Анна Каренина» прошла 1 и 2 ноября в Молодёжном театральном центре «Космос».
Поделиться в соцсетях

Всего за час труппа мастерской представила драму женщины, отчаянно ищущей счастья. Анна (в исполнении Кристины Балабановой) на фоне остальных выделяется сразу – статная и какая-то отчужденная. Интриги и слухи вокруг нее плетутся с первых минут спектакля, слышится осуждающий шепот «высшего общества». На протяжении всего действия оно будет сопровождать главных героев. Может показаться, что «общество» —хаотично, но, если присмотреться, его движения выстроены каноном, то есть, словно наслаиваются друг на друга, усиливая ощущение безысходности, зал подсвечен мрачным фиолетовым цветом. «Высшее общество» безлико. На всех его представителях – изящные черные костюмы. Шепот толпы людей гулко разносится по залу. Удивительно, что его воспроизводит на все лады лишь один человек – Сюзанна Иванова, солистка группы «Джаст Сьюзи»: «Это же светское общество! А Вы видели Каренину? А Вы Каренина видели? Бедная Анна!..». Даже музыка, под которую «общество» двигается, неживая, полная тяжелых, электронных мотивов.


Когда на площадке разворачивается история человеческих взаимоотношений, будь то Анна и Вронский (Виталий Дуров) или Кити (Анастасия Степанова) и Левин (Александр Рязанов), музыкальное оформление меняется. Зал наполняют звуки каверов на известные песни, исполненные тюменской группой «Джаст Сьюзи»: «Летел» группы «Аукцыон», «Нюркина песня» и «Я оставляю еще полкоролевства» Янки Дягилевой. Слышатся глубокие, почти народные напевы вместе с гитарной и перкуссионной ритмической основой. Но каждый раз, когда происходит поворот в сюжете – встречается ли Анна с Вронским, говорит ли мужу, что не любит его, появляется ли в высшем обществе – музыка прерывается дробью перкуссии, отбивающей стук колес. Этот угнетающий символ преследует зрителя, не давая ему надежду на лучший исход.


Стремительно вспыхнувшая любовь Анны оборачивается трагедией не только для нее. Страдает и Каренин (Константин Пантелеев). Граф высок, статен, но не пластичен – это объясняется тем, что Константин, в первую очередь – драматический актер театра-студии «Май». Анна буквально выталкивает мужа с площадки, оставаясь с Вронским. Кити находит отраду в Левине, но сердце ее принадлежит Алексею. Этот треугольник (Анна-Вронский-Кити) долгое время не может разрешиться, их танец – это синтез отчаяния и непонимания, освещение из нейтрального перетекает в кроваво-красный оттенок. Когда перипетиям приходит конец, трагизм отношений Карениной и Вронского только усиливается на фоне счастья Кити и Константина.


Движения Анны и Вронского наделены сильным чувством, герои абсолютно друг другу доверяют. Их танец наполнен большим количеством поддержек, и недаром: Кристина Балабанова в прошлом – акробатка, а Виталий Дуров является танцором Федерации уличного танца «M.A.F.I.A.» по направлению «hip-hop». Вронский, по словам Александры Балецкой, «воплощает образ идеального любовника».


Всех героев режиссер искала по характерам, которые прописал сам Л.Н.Толстой – было важно передать стремления каждого из них. Что же получается в итоге? Мне вспоминается отрывок композиции из мюзикла «Анна Каренина» Московского театра оперетты: «И на всем протяжении пути мы хотим, мы должны обрести счастье!». Каждый герой мечтал лишь об одном – найти счастье. Для Анны счастье заключалось в этом страстном, безумном порыве любви. И хотя эта любовь принесла ей только боль и отчаяние, сам порыв был так необходимой крупицей счастья.


Действие достигает апогея с появлением персонажа, который не фигурирует в романе, но присутствует там невидимым героем. Это – Смерть. Философской деталью постановки является тот факт, что Анну и Смерть работают сестры-близняшки. В этом есть некий символизм, будто Каренина изначально была обречена на погибель. И вот Смерть, вся белая, невероятно гибкая Смерть танцует с Анной ее последний танец. Гаснет свет. Остается лишь гулкий, ритмичный стук колес.