Новости

Друг, врубай магнитофон

Друг, врубай магнитофон


Помнишь конкурс «ЦЕХ»? Его победители активно готовятся к реализации своих проектов и подстраивают их под современные реалии. Мы пообщались с автором идеи и режиссером спектакля «Ой Хой» Оксаной Погребняк и узнали, как идет подготовка к постановке.
Оксана 10 лет руководит независимым молодежным театром «Новая сцена-2», который 5 лет проводит Международный фестиваль современного театра «Наш кислород».

Расскажи немного о себе. Как стала режиссером?
Практически вся моя жизнь связана с театром: где-то с 14 лет я занималась в театральной студии, потом в детском музыкально-эстетическом центре при институте искусств. Затем получила три высших образования, связанных с театром. Ну а режиссером стала, потому что не поступила на актерское. Сейчас нисколько об этом не жалею, очень люблю свою профессию. Но в этом году все-таки воплотила свою мечту – спустя 10 лет неудачных попыток, я поступила в ГИТИС.


В прошлом году ты была в Тюмени на «Театральной революции – 2019». Какие впечатления остались о нашем городе?
Даааа, было такое. Я помню, что у нас в Белгороде была еще зеленая трава, а у вас уже сугробы. Я все время хотела в вашей группе ВК выиграть толстовку, чтобы утеплиться еще больше.
Вообще, мне понравился город, особенно «Космос». Это реально КОСМОС! Здесь очень все классно придумано, модно, открыто к сотрудничеству, позитивно. Я даже завидую, что у нас в городе нет такого проекта, поэтому нам приходится самим пробиваться и доказывать, что мы имеем право на существование.
Ты из Белгорода, но решилась поставить спектакль в Тюмени. Как пришла к такому решению? Особенно в нынешней обстановке
У нас в группе театра «Новая сцена-2» мы придумали онлайн-проект #СидимДома, где проводили читки пьес современных драматургов и приглашали различных гостей: актеров, режиссеров, драматургов, театроведов, критиков, продюсеров. Одним из гостей была Александрина Шаклеева и она так здорово рассказывала о конкурсе «Цех», что мы с командой (драматургом Валерием Шергиным и художницей-постановщицей Ксенией Шеренковой) решили принять участие в нем с идеей спектакля о жизни солиста группы «Сектор Газа» Юрии «Хой» Клинских.


Есть какие-то трудности в реализации проекта на расстоянии?
Есть, и я уверена, еще будут: сжатые сроки (на саму постановку отведено 12 дней); кастинг и репетиции в zoom; решение всех вопросов удаленно.
Я бы хотела, чтобы у меня появился второй режиссер в Тюмени, который мог бы поддерживать спектакль в смотрибельном виде: собирать артистов, проводить с ними разминку перед спектаклями, настраивать их на рабочий процесс, сообщать мне о работе каждого из участников. По-моему это хорошая практика для начинающего режиссёра. Я бы сама с радостью пошла вторым режиссером.
А, вообще, я уверена, что с такой крутой командой у нас всё получится и любая трудность будет восприниматься не как катастрофа, а как увлекательный квест.
Давай о самом спектакле поговорим, о чем он?
Пьеса рассказывает о парне, который решил создать вербатим о жизни и творчестве Юрия Клинских (солиста и лидера группы «Сектор Газа»). Это своего рода музыкальный манифест поколения 90-х, тех, кому в эти года исполняется 30 лет, все друзья которых в этот день отправляют песню Сектор Газа «Мне сегодня 30 лет». Когда я была маленькая, мой старший брат слушал на бобинах песни СГ, группы Кино и Виктора Цоя, Скорпионс и др.

Бобина

Поэтому эта тема возвращает меня в детство, в мой подростковый период, тогда я очень сильно не любила эти песни, а сейчас слушаю с ностальгией. Всем нам когда-то хочется вернуться в прошлое. Но эта пьеса не просто о какой-то одной группе, она о целом временном отрезке, о целом потерянном поколении, которое вставало на ноги, росло и узнавало мир в 1990-е годы, в один из самых сложных периодов развития нашей страны. Это первая попытка осмысления того, что было с нами так давно и так недавно. Пьеса о том, что все вокруг выросло из той музыки. Спектакль-вечеринка, спектакль-путешествие, спектакль-пати, спектакль-туса, спектакль-концерт, спектакль-настроение, спектакль-бар.

В каком формате пройдет спектакль, учитывая современную ситуацию?
Ну, надеюсь, что на спектакле коронавирус не отразится. Хотя есть мысль, чтобы все участники спектакля вели прямые эфиры у себя на страничках во время спектакля. Тогда зритель сможет увидеть с другого ракурса постановку, как бы изнутри.


Чего ждать зрителям от постановки?
Наша задача – втянуть в действие каждого, кто пришел на спектакль. Зрителя ждет путешествие в прошлое. Проект соберет людей, которые на нем впервые познакомятся и в итоге будут работать, как единый живой организм. Пространство спектакля выйдет из театра в город. Потому что городское пространство уникально и важно для освещения жизни целого поколения.
Мы с художником продумали два пространства – бар-кафе, в котором находятся зрители и артисты (по-началу всё будет перемешано), и место, где параллельно будет существовать герой. Конкретно называть мы его не хотим. Кто он? Сам Хой, про которого так хочет рассказать человек, но всё время говорит о чём-то другом, его отец или даже каждый из нас?
Герой заперт в своей комнате и ему там хорошо, он живет своей жизнью: слушает музыку, сочиняет музыку, встречает дома гостей, иногда спит и ненадолго покидает свое пространство. Эта комната декорирована под 1990-е: в ней стоят ламповый телевизор и диван, висят на стене ковер и календарь, к потолку подвешен диско-шар.
Пространство бара-кафе – это стилизованная вечеринка под хиты 90-х, на нее пришла сегодняшняя молодежь с айфонами и наушниками.


Эпоха и время объединяют эти два пространства. Они пересекаются в какой-то невидимой точке. Все крутится вокруг театра, но не находится в нем.
Мы рассказываем